Анализ существующей программы
Существующая программа «Книга покупок» фирмы «ИНФИН» работает под управлением операционной системой MS-DOS. При этом она «вешает» машину при попытке запуска из-под Windows’95, поэтому, для работы с программой приходится перезагружать компьютер в режиме командной строки. Тот факт, что она написана под DOS, уже свидетельствует о неудобном интерфейсе пользователя. Отсутствие поддержки мышки, сложность, запутанность и непонятность назначения некоторых диалоговых окон, отсутствие системы помощи (не говоря гибкой системы контекстной подсказки), неудобство ввода информации и многое другое еще меньше привлекает к программе.
Система управления базой данных программы фирмы «ИНФИН» построена на технологии клиент-сервер. При этом программа может работать как с локальной, так и с сетевой базой данных. Заметим, что при отсутствии доступа к сетевой базе, программа автоматически переключается на локальную базу, не выдавая при этом никаких предупреждений и сообщений. Еще несколько лет назад, среди СУБД наибольшей популярностью пользовались СУБД dBase, Paradox, Rbase, получившие общее название Xbase (созданных на технологии файл-сервер), а в качестве инструментальных средств самыми распространенными были Clipper и FoxPro. Сейчас на рынке этих СУБД распространенны Access, FoxPro, Paradox, dBase. При технологии файл-сервер БД хранится на сервере, а СУБД - на клиентской станции, поэтому клиентская станция должна быть достаточно мощной для обработки полученных данных с сервера и проведения необходимых манипуляций с данными. При обращении к одной записи базы данных считываются целиком все необходимые для этого таблицы, что повышает трафик сети, увеличивает время обработки. В результате получается, что работа ведется с локальной базой данных. Но самый главный недостаток таких СУБД, это то, что только данная конкретная программа способна правильно производить изменения в БД, сохраняя их целостность. Любое стороннее вмешательство в базу данных может привести к полному разрушению данных и потере всей информации.
Сама структура базы данных совсем не правильная, с точки зрения теории построения баз данных, и очень не удобна. Для каждого года и месяца создаются собственные поддиректории с полной базой данных (кроме справочника клиентов) за соответствующий период.
Такой подход очень не удобен, так как при неправильном вводе (например, забыли «перевести» месяц или год) приходится все удалять и вводить заново.
Структура таблиц, которые копируются в директории месяцев, несет в себе много лишней информации, которая только занимает место на диске. Создание таблиц отдельно для полученных, отдельно для выданных счетов-фактур, не только не необходимо, а даже просто не нужно. А по теории нормализации база данных не находится даже в первой нормальной форме (по данной теории, база данных считается хорошей, если она находится в третьей расширенной нормальной форме). Создание отдельных полей для разных сумм просто не логично.
Вообще подход с разделенной базой данных по месяцам резко сужает возможности программы для создания отчетов (период отчета не более чем месяц), возможности экспорта/импорта данных в базу и многое другое.
Программа «Книга покупок» фирмы «ИНФИН» поставляется с ограниченным количеством копий. Но при этом возможности переноса программы на другую машину нет. Все это еще более негативно отражается на отношении пользователей к программе.
Для перевода программы на современную технологию клиент-сервер, необходимо почти полностью переработать базу данных (учитывая все положительные и отрицательные стороны старой программы) для архитектуры клиент-сервер. Необходимо создать удобный пользовательский интерфейс под операционную систему Windows’95 и Windows NT. Предусмотреть гибкую систему помощи, подсказок и отчетности. Также предусмотреть возможность экспорта/импорта данных.